Когда необходим логопед?
У детей встречаются разнообразные нарушения речи: изменен темп и плавность речи, произношение и т. д. Это приводит к ограничению речевого общения, при том, что слух и интеллект у таких детей сохранны.
Стесняясь своей речи, дети мало говорят и это приводит к бедности словарного запаса.
Нарушения речи различны. К ним относится и заикание; оно редко бывает самостоятельным и часто сочетается с общим нарушением речи.
Как правило, плохо говорящие дети плохо едят. Это происходит из-за слабости лицевых мышц, а это тормозит развитие речевого аппарата.
Поэтому ребенка необходимо заставлять жевать (это могут быть целые овощи, фрукты, корочки хлеба и т. д.). Такие несложные упражнения, как «надувание щек» и «перекатывание воздуха из щеки в щеку» разовьет мышцы языка и щек.
Если Ваш ребенок до-о-о-о-лго, но самостоятельно застегивает пуговицы на Вашей или своей одежде, шнурует ботинки, - наберитесь терпения и похвалите его, - тем самым он развивает мелкую моторику. Чем более подвижными будут его пальчики, тем более понятной будет становиться его речь. Особенно полезной, при этом, является лепка из пластилина!
Как образуется звук? Звук - это струя воздуха, которая выходит из легких, проходит через гортань, глотку и выходит наружу через нос или рот.
Если дыхание правильное - звуки образуются нормально, т. е. нормальной будет громкость речи, будут выдерживаться паузы, - и речь будет плавной и выразительной.
При неправильном дыхании, а это может быть при развитии аденоидов, заболеваниях сердца и др., когда малыш не умеет правильно пользоваться выдохом, речью на вдохе (вдыхает недостаточное количество воздуха), - страдает сама речь. Здесь большую роль играет воспитание ребенка и вообще, как много ему уделяется внимания родителями.
При неправильном дыхании у детей тихая речь, они с трудом произносят длинные фразы, страдает и плавность речи, не договариваются до конца слова и вообще произносятся шепотом.
Здесь то и необходима помощь логопеда и родителям и самому ребенку. Необходимо научить его правильному речевому дыханию, сформировав сильный выдох ртом, научив экономному расходованию воздуха, правильному направлению воздушной струи.
В последующем за этим необходим строгий контроль. При этом надо помнить, что дыхательные упражнения могут вызвать головокружение и утомить ребенка; поэтому дыхательные упражнения необходимо чередовать с другими физическими упражнениями и ограничивать их по времени.
Врач логопед выявляет какое именно нарушение речи у ребенка, причины и механизмы его развития, определяет курс обучения, лечения и других восстановительных мероприятий.
Если у Вашего ребенка позднее развитие речи, неправильное произношение или заикание, - Вам следует обратиться к логопеду !